Маркировка молочной продукции в режиме эксперимента началась 15 июля 2019 года в соответствии Постановлением Правительства РФ № 836 от 29 июня 2019 г
Распоряжение Правительства РФ № 2647-р от 8 ноября 2019 года добавило молочные продукты в перечень товаров, подлежащих маркировке, и определило сроки введения.
Маркировка и система «Меркурий»: в чем разница
С 2018 года за движением товаров животного происхождения, имолока в том числе, уже следит государственная система Меркурий. Зачем нужно внедрять еще и маркировку? На сайте Честного знака это объясняется так: Меркурий отслеживает сырье, а Честный знак — готовую продукцию. То есть при изготовлении сметаны или йогурта Меркурий контролирует процесс производства самого молока, а Маркировка — уже следит за качеством готовой баночки от производителя до прилавка.
В настоящий момент ведется интеграция между двумя системами. В рамках эксперимента коды маркировки связываются с идентификатором (guid) производственного ВСД, и далее при передаче товара по торговой цепочке права собственности фиксируются в ГИС МТ на основании электронного УПД.
Сроки
Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2020 № 2099 утвердило сроки введения обязательной маркировки молока.
С 15 июля 2019 по 31 декабря 2020 — эксперимент по маркировке готовой молочной продукции.
С 20 января 2021 — подготовительный этап: участники оборота могут добровольно маркировать, вводить в оборот и фиксировать выбытие через кассы маркированную молочную продукцию.
Обязательная маркировка молочной продукции вводится поэтапно и для каждого участника оборота в разное время:
1. Производство
• с 1 июня 2021 — обязательная маркировка сыра и мороженого;
• с 1 сентября 2021 —
ТНВЭД: 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0; ОКПД2: 10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.30, 10.51.40.300, 10.51.51, 10.51.52, 10.51.55, 10.51.56, 10.86.10.110, 10.86.10.140, 10.86.10.190
для товаров всех остальных подгрупп
сроком годности более 40 дней;
• с 1 декабря 2021 — для молочных продуктов сроком годности менее 40 дней.
2. Розничная продажа
С 1 декабря 2021 — необходимо фиксировать выбытие маркированной продукции через онлайн-кассы.
3. Отгрузка и приемка
С 1 сентября 2022 — обязательный обмен электронными УПД, необходимо отчитываться об отгруженной и принятой маркированной продукции.
С 1 декабря 2022 — маркировка становится обязательной для фермеров при продаже через собственную розницу и прямых продажах.
Участники маркировки молока
Производители молока — наносят на готовую молочную продукцию знак с цифровым криптокодомации — код Data Matrix. Подают в систему маркировки сведения о вводе товаров в оборот.
Дистрибьюторы — регистрируют получение и передачу его далее по цепочке через оператора ЭДО.
Розничные магазины — фиксируют приемку молочных продуктов от дистрибьютора через оператора ЭДО и продажу конечному клиенту с помощью онлайн-кассы.
Общепит — фиксируют приемку молочных продуктов от дистрибьютора через оператора ЭДО, перед приготовлением блюд выводят марки из оборота: сканируют код с товара и списывают с причиной «Для собственного оборота».
Схема работы
1. Производитель получает коды в системе маркировки, размещает их на товар.
2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору электронный УПД со всеми кодами с упаковок молочных продуктов.
3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды в документе с полученными по факту, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.
4. Дистрибьютор, отгружая товар розничному магазину, также формирует УПД с кодами.
5. Магазин при приемке сканирует всю партию товара и сверяет информацию с кодами, указанными в УПД. Если расхождений нет — подтверждает приемку товара.
6. При продаже кассир сканирует код маркировки с молочных продуктов, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.
Перечень молочных продуктов, подлежащих маркировке